В XVIII – начале XIX века в России по российским дорогам следовали лишь почтовые
кареты и частный транспорт. Идею организовать регулярное междугороднее
сообщение позаимствовали на Западе, где давно уже широкой популярностью
пользовались большие пассажирские крытые повозки дилижансы, выполнявшие в XVIII-XIX вв. роль «междугородних
автобусов».
В 1820 году, вскоре после начала строительства шоссе Петербург-Москва (1816-1833 г.) было учреждено первое в России Акционерное
общество по устройству пассажирских рейсов дилижансами между Петербургом и
Москвой.
Дилижансы представляли собой большую удобную многоместную карету
на рессорах, запряженную четверкой лошадей. Они перевозили пассажиров, багаж и
почтовую корреспонденцию. Пассажиров в дилижанс помещалось обычно до 8 человек. Каждый пассажир мог взять бесплатно по 8 кг
груза и еще 12 кг за дополнительную плату. Билет за проезд стоил 95 рублей, что
было для того времени огромной суммой. Так в первой половине XIX века жалование
мелкого канцелярского служащего (без учета взяток конечно) не превышало 200
руб. в год. Так что пользовалась дилижансами только богатая публика.
Путь в 724 км между Петербургом и Москвой дилижансы
проделывали за 4 суток. Это было очень приличной по тем временам скоростью. При
этом пассажирам не надо было задумываться о смене лошадей на станциях и возможных
поломках экипажа. Все заботы лежали на перевозчике.
Благодаря удобству и скорости передвижения, дилижансы в
первой половине XIX века пользовались самой широкой популярностью. Обеспеченные
люди часто предпочитали карету дилижанса перевозкам на личном транспорте. За
первые 10 лет существования маршрута дилижансы перевезли 33600 человек.
В 1840 г., вслед за линией Москва-Петербург, открылось
дилижансное сообщение между Москвой и Нижним Новгородом. Путь занимал 5 суток.
В 1852 г. – между Москвой и Харьковом. Вторая четверть, середина XIX века
была временем расцвета этого вида перевозок.
Значение дилижансов стало падать с появлением
железнодорожного транспорта и строительством железных дорог. В 1851 г., когда
была открыта дорога Москва-Петербург, поезд стал проходить путь между столицами
всего за 22 часа. Никакие самые скоростные дилижансы не могли быть ему
соперниками. Упали и цены на билеты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий